МКОУ "Болоховский центр образования №2"
г. Болохово, Киреевский район, Тульская область
  • Обучение детей с ОВЗ

    Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ подразумевает использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов. 

    С 1 сентября 2016 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (далее-ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
    Образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ определяет адаптированная основная образовательная программа (далее-АООП)
    Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
    Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

    Обучающиеся с ОВЗ – это дети:
    – с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);
    – нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
    – тяжелыми нарушениями речи;
    – нарушениями опорно-двигательного аппарата;
    – задержкой психического развития;
    – расстройствами аутистического спектра;
    – со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);
    – с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Данная группа детей имеет значительные бонусы, находясь в системе образования:

    • право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
    • право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
    • по окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
    • право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;
    • к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

    Федеральные нормативные документы, обеспечивающие введение ФГОС ОВЗ

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)

    Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72654)

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями" (Зарегистрирован 30.12.2022 № 71930)

    Письмо Минпросвещения России от 31.08.2023 N АБ-3569/07 "О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г." (вместе с "Методическими рекомендациями по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ")

    ФЗ от 08.08.2024 г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (дополнен перечень специальных условий для обучающихся с ОВЗ, включена статья о компетенции образовательной организации в плане создания данных условий, уточнены основания для организации обучения на дому, вводятся терминологические изменения) 

    Приказ Минпросвещения России от 17.07.2024 г.№ 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ» (вводятся изменения в федеральные рабочие программы по ряду учебных предметов, в частности предмету «Труд (технология)» 

    Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в РФ на период до 2030 года и план мероприятий по ее реализации (№ СК-13/07 вн от 18.07.2024 г.) 

    Письмо Минпросвещения России от 30.08.2024 № ДГ-1478/07 «О направлении рекомендаций» (рассматриваются вопросы о мерах по обеспечению преемственного качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ, инвалидностью с учетом индивидуализированного подхода)

    Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России от 27.06.2024 г. № 2928 «О направлении информации» (представлены методические рекомендации, разработанные специалистами института коррекционной педагогики А.Д. Вильшанской, О.В. Егуповой (под общ. ред. Н.В. Бабкиной) «Контроль качества обучения в условиях инклюзии»)

    Приказ Минпросвещения России от 18.07.2024 г. № 499 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 16.08.2024 г. № 79172) (Перечень ЭОР, используемых при реализации адаптированных общеобразовательных программ, представлен на стр. 142 ) 

    В МКОУ «Болоховский ЦО №2» созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями   здоровья и детьми-инвалидами: 

    • школа реализует адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
    • прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК; 
    • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся  организуется  индивидуальное обучение на дому;
    • вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья,  регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
    • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении  проводится   информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;​
    • для эффективного включения детей-инвалидов в образовательный процесс все педагоги прошли курсы повышения квалификации по  вопросам организации обучения  детей с ОВЗ.
    • имеются специальные учебники для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

    Как получить заключение ПМПК

    Некоторые дети могут иметь справку об инвалидности и заключение ПМПК – глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д. Статус инвалида гражданам РФ присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил признания лица инвалидом, утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95). 

    Специалисты ПМПК обследуют ребенка в возрасте от 0 до 18 лет и выдают родителю (законному представителю) заключение. Этот документ содержит описание состояния высших психических функций ребенка – речи, мышления, восприятия, воображения, памяти. Заключение включает рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.

    ПМПК создана с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
    Обследование на ПМПК проводится по инициативе родителей (законных) представителей или по направлению образовательного учреждения, в случае неуспешности в обучении, проблем в развитии, поведении и т.д.
    Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.
    Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:

    • копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
    • направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
    • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
    • заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
    • подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);
    • характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);
    • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
    • копию справки МСЭ об инвалидности (при наличии).

    При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

    В заключении комиссии указываются рекомендации по:

    • определению формы получения образования, вида образовательной программы;
    • определению форм и методов психолого-медико-педагогической помощи;
    • созданию специальных условий для получения образования.

    Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) рекомендательный характер.
    Заключение комиссии действительно для представления в образовательные и другие организации в течение календарного года с даты его подписания.

    Родители (законные представители) детей имеют право:

    • присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;
    • получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;
    • в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.

    Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования. 

    Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей). 

    В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся. 

    Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Прохождение ЦПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ЦПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным. 

    Когда необходимо заключение ЦПМПК: 

    • Специальные условия обучения и воспитания 
    • Переход с одного уровня образования на следующий 
    • Начало обучения на начальном уровне общего образования после 8 лет 
    • Специальные условия при проведении ГИА 

    Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

    • Образовательные программы (АООП) , методы обучения и воспитания; 
    • учебники, учебные пособия и дидактические материалы; 
    • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования; 
    • предоставление услуг ассистента (помощника); 
    • проведение коррекционных занятий; 
    • обеспечение доступа в здания организаций. 

    Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя! 

    ФГОС ОВЗ

    С 1 сентября 2016 года на территории Российской Федерации вступили в силу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными здоровья (далее ФГОС НОО ОВЗ) и федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС О УО (ИН).
    При формулировке рекомендаций ПМПК ориентируется на приказы Минобрнауки РФ:

     

    Конкретизация образовательной программы

    Варианты АООП конкретизируют условия получения образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами).

    Если у ребенка нет нарушений, а его ограниченные возможности здоровья обусловлены интеллектуальными нарушениями, он получает образование в соответствии с ФГОС УО (ИН). Рекомендованная программа шифруется как «Пр.1599, вар.1» - обучающиеся с легкой умственной отсталостью, «Пр.1599, вар.2» - СИПР (умеренная умственная отсталость и более тяжелые степени).

    Во всех остальных случаях рекомендованная АООП шифруется обозначенным для нарушения кодом и указанием после точки варианта АООП.

    Общая характеристика АООП обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

    АООП образования обучающихся с легкой интеллектуальными нарушениями создается с учетом их особых образовательных потребностей.

    Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой интеллектуальными нарушениями в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.

    Сроки реализации АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями составляет 9 ―13 лет.

    В реализации АООП может быть выделено два или три этапа:

    • I этап ― (дополнительный первый класс ― 1) 1-4 классы;
    • II этап ― 5-9 классы;
    • III этап ― 10-12 классы.

    Характеристика вариантов АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Пр. №1599, вар. 1: предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.

    Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

    Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.

    На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.

    Пр. №1599, вар. 2: предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.

    Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 АООП, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

    При реализации АООП в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах.

    Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).

    Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить вариант 1 АООП, получает образование по варианту 2 АООП, на основе которой организация разрабатывает СИПР, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося. В случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению содержания варианта 1 АООП, то в СИПР могут быть включены отдельные темы, разделы, предметы данного варианта АООП.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике